14 лучших приложений виртуальной реальности (VR)

Термин Виртуальная реальность (или VR) относится к симулируемому опыту, который либо похож, либо полностью отличается от реального мира. С технической точки зрения VR — это компьютерная трехмерная среда, которая исследуется и взаимодействует с человеком.

Ты помнишь, как все начиналось?

Я не буду писать про VR девяностых годов прошлого века — это хоть и занятная тема, но с сегодняшним днем она мало связана. Нам надо знать только то, что первый подход индустрии к этой теме принес настолько кошмарные результаты, что еще много лет никто даже не пытался делать что-то подобное.

Виртуальную реальность в ее современном виде стоит связывать с запуском сбора денег на производство шлема Oculus Rift летом 2012 года и анонсом Google Cardboard весной 2014 года.

Cardboard — это картонная коробка с двумя линзами, куда вставляется телефон, на экран которого специальное приложение выводит стереокартинку.

Ты помнишь, как все начиналось?

Первая версия Google Cardboard, представленная в 2014 году

Качество 3D-изображения в очках, подобных Google Cardboard, определялось разрешением дисплея телефона (в Google рекомендовали модели с экраном от 1080p), а трекинг поворотов головы возлагался на телефонный гироскоп. То есть запустил приложение на телефоне, вставил его в «картонку» — и ты уже в VR: видишь 3D и можешь в этом новом дивном мире крутить головой по сторонам.

Круто? Круто, учитывая, что телефоны с гироскопом есть у многих, а саму картонку можно было или купить за пару баксов на «Алиэкспрессе», или и вовсе вырезать и сложить самому, найдя пару подходящих линз. В Google об этом тоже знали и даже публиковали у себя на сайте чертежи модели в стиле «Сделай сам».

Тогда народ посмеялся и забыл. А вот в Samsung, посмотрев на «Карборд», решили выпустить свои очки Gear VR (на сегодня их производство остановлено). Предназначены они были для некоторых моделей самсунговских смартфонов, по большей части флагманов. То есть своего экрана в шлеме не было.

При этом у Gear VR был уже пластиковый корпус и какая-никакая встроенная электроника вроде трехосевого гироскопа. С очками шел пульт, который предлагалось использовать для навигации в виртуальной реальности. Но стоили эти шлемы на старте продаж немало: я помню суммы в 20 тысяч рублей. И это за пластиковую коробку с гироскопом и пульт! На дворе тогда был конец 2014 года.

Очки виртуальной реальности Samsung Gear VR

Ты помнишь, как все начиналось?

По-настоящему рынок современной VR начал формироваться в 2016 году, когда компания Valve в сотрудничестве с HTC выпустила шлем Vive, а в Oculus (уже под эгидой Facebook) показали первую консюмеристскую модель — CV1. Отсюда рукой подать до современного расклада на рынке — о нем мы и поговорим.

Читайте также:  Как погрузиться в VR. Большой гайд по шлемам виртуальной реальности

Принцип работы VR-устройств или «Почему такие высокие системные требования?»

Прежде чем собирать ПК для HTC Vive и Oculus Rift, давайте разберемся в принципе работы этих устройств. После этого сразу станет понятно откуда взялись такие высокие системные требования для VR. А требования к компьютеру действительно высокие, даже минимальные, ведь помимо того, что сами VR-устройства стоят недешево, так для их корректной работы требуется достаточно мощный игровой ПК. Все дело в том, что у шлемов выводится изображения для каждого глаза по отдельности т.е. пользователь в итоге видит одну картинку, однако, для того, чтобы человек ее увидел «целой», шлему необходимо обработать ее дважды.

Именно поэтому, в отличие от обычного игрового компьютера, где изображение обрабатывается и выводится всего один раз, ПК, собранный для VR должен быть, как минимум, в два раза мощнее. Для наглядного сравнения, достаточно взглянуть на нашу игровую систему LEVEL UP Project RIFT 2, в основе которой лежит GeForce GTX 1660 Ti и Core i3-9350KF, которая является оптимальной для большинства современных игр. Такой компьютер для вполне годен для обычных игр, но для VR-игр он будет являться минимумом. Именно поэтому даже сами создатели HTC Vive и Oculus Rift рекомендуют компьютер несколько более мощный, чем даже рекомендуемые системные требования.

Другие носимые устройства

Дополнительные устройства для VR/AR — браслеты, трекеры, костюмы и перчатки — усиливают эффект присутствия в виртуальной реальности и обновляются параллельно с VR-очками. Так, Facebook показал браслет, способный считывать сигналы мозга и управлять предметами в дополненной реальности. Компания анонсировала браслет в своем блоге: с помощью электромиографии устройство считывает сигналы, идущие от мозга к запястью, и переводит их в цифровые команды. По мнению исследователей, в будущем это позволит перемещать виртуальные объекты или набирать текст без клавиатуры.

Другие носимые устройства

В то же время компания HTC выпустила трекер лица Vive Facial Tracker: устройство прикрепляется к VR-очкам и позволяет переносить мимику пользователя на виртуального аватара. Vive Facial Tracker способен считывать 38 движений лица, включая область губ, челюсти, зубов, языка, подбородка и щек. В сочетании с трекингом глаз от очков HTC Vive Pro новинка позволяет максимально эффективно управлять аватарами, синхронизируя не только речь, но и эмоции: если пользователь жмурится от страха, широко улыбается от радости или скалится от злости, аватар реалистично воспроизводит эту мимику. Такой функционал может быть интересен не только в играх, но и в виртуальных тренингах вроде обучения навыкам коммуникации и на площадках для виртуальных переговоров, где важно реалистично воспроизводить эмоции собеседника.

Другие носимые устройства

Так же как и HTC, Facebook активно работает в направлении распознавания мимики, чтобы упростить создание зрительного контакта и отображение эмоций в VR. По словам Марка Цукерберга, в 2021 году компания представит новое поколение более реалистичных аватаров.

Другие носимые устройства

Эффект присутствия в виртуальном мире увеличивается не только за счет визуального вовлечения, но и с помощью тактильных ощущений. В январе 2021 года компания SenseGlove выпустила новую версию тактильных перчаток SenseGlove Nova, позволяющих физически чувствовать виртуальные объекты: находясь в VR-очках, пользователь может с помощью перчаток ощутить форму, текстуру и размер любого объекта в виртуальном пространстве: технология работает за счет сдерживания пальцев в момент касания виртуального объекта, что создает эффект взаимодействия с физическим предметом.

Читайте также:  Path of Exile > Системные Требования Игры в 2020 году

Выбираем шлем виртуальной реальности

Шлемы виртуальной реальности можно применять не только и не столько для просмотра киношек, сколько для гейминга и виртуальных аттракционов. Они не только показывают красивую картинку и обеспечивают крутые звуковые эффекты, но еще и следят за поворотами головы своего хозяина, отзываются на малейшие движения его тела. Вы реально проникаете в каждую игру (особенно, когда речь идет о шутерах от «первого лица»), по-настоящему целитесь в соперника и убегаете от врагов… разве что запахов огня и пороха не чувствуете (хотя тестовые работы по ароматической симуляции уже проводились)! Не зря задолго до старта массовых продаж VR-гаджетов разработчики из мира игровой индустрии взялись за разработку «стрелялок» и хорроров в мире виртуальной реальности!

Идеальный шлем виртуальной реальности берет на себя сразу несколько функций. Он становится и игровым манипулятором, и средством выведения изображения, а в некоторых случаях – даже самой игровой приставкой.

В долгосрочной перспективе шлемы VR смогут развиваться не только как гаджеты для геймеров. Определенный интерес к «Окулусам» и иже с ними уже проявляют ученые, медики и педагоги. Так, шлемы виртуальной реальности могут пригодиться хирургами при проведении сложных операций и вполне способны заложить основы для разработки разного рода симуляторов: от инженерных до военных. Учителя с помощью виртуальной реальности смогут отправить учеников в далекие уголки планеты, воссозданные в виде 3д-моделей. А жители маленьких городков с их помощью смогут сходить на экскурсию в любой музей мира!

Впрочем, мы сегодня будем говорить именно об игровых перспективах таких девайсов. Что-то подсказывает нам, что аудитории Gadgets-reviews будет близок именно этот угол зрения!

VR – как это работает?

Принципы работы виртуальной реальности основаны на взаимодействии трех компонентов с виртуальным пространством:

  1. Система в шлеме отслеживает положения головы пользователя и поворачивает изображение в нужную сторону.
  2. Если шлем дополняется специальными джойстиками, пользователь может перемещаться в виртуальном мире, брать и двигать предметы.
  3. Датчики в шлеме определяют направление взгляда, делая процесс пребывания в виртуальном мире более естественным.
Читайте также:  Apex Legends: новый герой, оружие и ребаланс – старт 8-го сезона

В шлеме VR установлены линзы, разделенные перегородкой. На них подается два изображения под разными ракурсами, которые наш мозг объединяет в одно. Современные модели позволяют передавать изображение с разрешением 1080 х 1200 пикселей. А стереозвучание обеспечивают встроенные наушники.

Существует два основных типа шлемов VR:

  1. Полноценные гарнитуры. Такие шлемы снабжены собственным ПО и подключаются к ПК или к игровой приставке.
  2. Мобильные гарнитуры. Они снабжены разъемом под смартфон, на который ставится специальное приложение. С его помощью в очках можно запускать игры и смотреть фильмы.

Полноценные шлемы обладают большими возможностями, однако и стоят прилично. Цена за тот же Oculus Rift колеблется в районе 30–33 тысяч рублей. А вот мобильные шлемы обойдутся гораздо дешевле. Например, в нашем каталоге вы найдете продвинутые очки Samsung Gear VR с большими углами обзора и продвинутыми датчиками. А для детей мы можем предложить доступные очки View Master, совместимые с любыми моделями смартфонов.

VeeR VR

Плюс: есть множество интерактивных фильмов, документальных фильмов, анимации и фантастики.

Veer VR предоставляет тысячи видео, фотографий и интерактивных впечатлений с полноэкранным просмотром. Вы можете найти ваш любимый VR-контент с помощью персональных рекомендаций на главной странице или актуальных тем по категориям.

VeeR VR

На платформе есть несколько популярных создателей, таких как Warner Bro. Студии, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Всемирный банк и др. Вы можете загружать свои собственные работы, создавать новые коллекции и загружать элементы для автономного просмотра.

Приложение поддерживает практически все платформы VR, включая HTC Vive, Xiaomi VR и Oculus.

Почему не Valve Index?

Valve IndexValve Indexв родном Steam

Кстати, знаменитые контроллеры – к ним нет никаких претензий – можно докупить и приспособить к другим гарнитурам. У них стандартный интерфейс OpenVR, который позволяет их использовать с практически любой популярной гарнитурой. Даже с Oculus Quest, которая вдвое дешевле, чем Index.Где достать Valve Index в России, Украине, Белоруссии: нигде. И вообще, Valve уже собирается разрабатывать новый шлем с Microsoft и HP.Перспективы не худшие: на подходе новое поколение консолей, которые сильно напоминают ПК. Когда пользователи смогут получить SDK для Source 2, возможно, произойдет настоящий VR-бум, как некогда случилось с оригинальным Source и теми играми, в которые мы играем до сих пор.